До 1 декабря этого года Правительство России должно обеспечить доработку и внесение в государственную думу законопроекта о похоронном деле, направленного на регулирование отношений, связанных с погребением погибших, и призванного заменить действующий закон (закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; потом – Закон № 8-ФЗ). Соответствующее поручение было дано кабмину президентом Владимиром Путиным по результатам проведенной Контрольным управлением Главы Российской Федерации проверки выполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела (список поручений от 9 июля 2017 года № Пр-1330.
Среди наиболее значительных неприятностей указанной отрасли, распознанных в ходе проверки, возможно выделить:
- избыточность документов, нужных для погребения, и отсутствие межведомственного сотрудничества инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, муниципальные органы власти, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
- ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти. Напомним, каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного надела земли для погребения тела (останков) либо праха (п. 1 ст. 7 Закона № 8-ФЗ), а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить погибшего, – безвозмездное оказание ряда услуг (гарантированный список услуг по погребению закреплен в п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) либо выплата компенсации, в случае если погребение было осуществлено за счет средств этого лица (ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Незнание соответствующих норм ведет к тому, что в ряде регионов за предоставление участков для захоронения взимается плата, а безвозмездными услугами и правом на компенсацию пользуются только около 20% родственников либо законных представителей погибших;
- отсутствие законодательного регулирования оказания услуг по погребению погибших не специализированными службами по вопросам похоронного дела, а иными коммерческими структурами и ИП, что ведет к появлению незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги ненадлежащего качества по завышенным стоимостям. Примерный количество годового оборота теневого рынка похороных услуг, по оценке специалистов, образовывает 120-150 млрд руб.;
- неисполнение муниципальными органами власти обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг (п. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) и отсутствие единой методики ее определения. В следствии цена и уровень качества услуг значительно различается даже в пределах одного региона. Помимо этого, в некоторых муниципалитетах размер социального пособия на погребение и цена гарантированных услуг значительно различаются;
- большое количество заброшенных и бесхозяйных кладбищ из-за отсутствия механизма проведения инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов распознаны факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
Предполагается, что часть указанных неприятностей будет решена после принятия нового закона о похоронном деле. Соответствующий закон1, созданный Минстроем России, Сейчас проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами и, скорее всего, будет представлен на рассмотрение Государственной думы уже в рамках весенней сессии следующего года, сказала помощник директора Департамента муниципальный среды министерства Маргарита Поспелова в ходе состоявшегося день назад в ОП РФ круглого стола "Публичный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование".
Одним из ключевых новшеств, предусмотренных законом, является положение о том, что услуги по организации похорон могут предоставляться лишь специализированными службами по вопросам похоронного дела – юрлицами, отвечающими установленным требованиям (наличие помещений и оборудования, катафального транспорта, работников, имеющих профобразование в области похоронного дела, и др.) и заключившими соглашение об осуществлении соответствующей деятельности с органом местного самоуправления. Помимо этого, все заключившие указанные соглашения организации будут включаться в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела, и исключение из него по предусмотренным законом основаниям станет препятствием для заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с другим созданным тем же соучредителем юридическим лицом.
Очень серьёзным, согласно точки зрения специалистов, является предусмотренный законом прямой запрет на раскрытие медицинскими работниками, чиновниками властей, учреждений и организаций информации о смерти третьим лицам (очевидно, к ним не относятся родственники и лица, взявшие на себя обязанность по организации похорон) – за его несоблюдение предлагается штрафовать и тех, кто распространил, и тех, кто получил сведения. Это мера положительно скажется на состоянии конкуренции в данной сфере, поскольку официально признает незаконными действия ритуальных агентов, оперативно получающих данные о смерти от вышеперечисленных субъектов за определенную плату (в среднем – 20 тыс. руб.) и предлагающих свои услуги родственникам погибших. С этой же целью предлагается установить, что услуга по организации похорон выясняется лишь по инициативе лица, взявшего на себя обязанность похоронить погибшего, которое самостоятельно обратилось в пункт приема заказов либо диспетчерский центр приема заказов.
Планируется также найти, какие деяния возможно пересматривать как нарушение законодательства в сфере похоронного дела и какие санкции должны использоваться к нарушителям, и включить соответствующие положения в КоАП РФ.
Все участники круглого стола подтвердили необходимость принятия нового закона о похоронном деле, но подчернули, что подготовленный Минстроем России закон требует доработки. Один из самых основных его недостатков – отсутствие норм, предусматривающих осуществление публичного контроля в сфере оказания похороных услуг. По словам специалистов, поэтому введение механизма публичного контроля разрешит исправить сложившуюся на текущий момент во многих муниципалитетах практику монополизации рынка похоронных услуг одной организацией "с разрешения" органов аккуратной власти.
Так, к примеру, в Москве ГБУ "Ритуал" практически наделено функциями по контролю за установкой надмогильных сооружений (надгробий) на территории всех столичных кладбищ: необходимость получения разрешений на их установку у администрации кладбища, работники которой утверждаются приказом начальника указанного бюджетного учреждения, введена распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 2 июня 2017 г. № 170. Данная норма, согласно точки зрения Управления ФАС России по г. Москве, является дискриминационной для всех остальных хозяйствующих субъектов на рынке похороных услуг и нарушает п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем Московской мэрии выдано предупреждение о необходимости ее отмены (предупреждение № АХ/41474/17 от 17 августа 2017 г.). Помимо этого, с 2015 года власти столицы прекратили заключать с муниципальными специализированными службами по вопросам похоронного дела контракты аренды помещений в моргах для оказания похороных услуг, передавая эти помещения в безвозмездное пользование ГБУ "Ритуал", что также ставит последнее в привилегированное положение, подчеркивают специалисты.
Действующим законодательством, напомним, предусмотрена возможность создания при органах аккуратной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела (ст. 27 Закона № 8-ФЗ), но большая часть муниципалитетов этой возможностью не пользуются. Согласно точки зрения первого помощника председателя Комиссии ОП РФ по публичному контролю и сотрудничеству с публичными рекомендациями Артема Кирьянова, публичный контроль должен осуществляться все-таки структурами, создаваемыми при ОП РФ и региональных общественных палатах, поскольку, они, во-первых, являются субъектами публичного контроля по закону, а во-вторых, не зависят от властей.
Помимо этого, нужно поразмыслить о создании системы комплексного мониторинга отрасли, отметил президент НКО "Верум" Владимир Горелов. Применяемая сейчас форма статистической отчетности, согласно точки зрения специалиста, неэффективна, поскольку предполагает представление сведений за прошедший год и не разрешает оценить состояние отрасли сейчас.
Еще одно предложение к дискуссии – о возможности введения в России университета ритуального страхования. Единого мнения по этому вопросу в экспертном сообществе пока нет.
Так, возможно высказать предположение, что в текст законопроекта будет внесена не одна правка. Необходимо подчеркнуть, что ОП РФ планирует еще раз обсудить проект – в ходе так именуемого нулевого чтения – до внесения его в государственную думу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий