четверг, 24 марта 2016 г.

Штрафы за мыло. Трудовые инспекторы проверяют гигиену сотрудников


В последние месяцы проверяющие требуют, чтобы в трудовых контрактах компании непременно показывали нормы обеспечения сотрудников мылом и другими смывающими средствами. За их отсутствие работодателям угрожают финансовыми санкциями. Как законны такие претензии, разбираемся в данной заметке.
Приказ Минздрав от 17.12.2010 № 1122н в последние два-три года (а почему-то вовсе не с 2010 года) притянул общее внимание работодателей и кадровиков. Вопросы о том, непременно ли в трудовом контракте фиксировать нормы выдачи смывающих и иных средств, задают все время: на семинарах, на горячей телефонной линии «Кадровых решений», на интернет сайте. Вот один из таких вопросов, присланных совсем не так давно:
Пожалуйста, разъясните, как законно притязание Приказа Минздрав от 17.12.2010 № 1122н о введении в трудовой контракт информации о нормах выдачи смывающих средств, подобающих условиям труда на месте работы сотрудника. Это т.н. "положение о мыле".
Если судить по приказу – такое положение устанавливается для всех работодателей...
Необходимо подметить, что обратили всеобщее пристальное внимание на этот приказ лишь не так давно по той простой причине, что инспекторы госинспекции труда стали проверять присутствие в трудовых контрактах условия «о мыле» только в последние годы. А раз стали проверять, нужно разобраться, как законны притязания инспекторов.
Итак, Приказ Министерства здравоохранения РФ № 1122н "Об одобрении типовых норм неоплачиваемой выдачи сотрудникам смывающих и (либо) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение сотрудников смывающими и (либо) обезвреживающими средствами" был принят 17 декабря 2010 г. После этого в него вводились поправки 7 февраля 2013 г. и 20 февраля 2014 г. После них и начался «мыльный ажиотаж»: проверяющие требуют, чтобы в трудовых контрактах со всеми сотрудниками были отмечены нормы выдачи смывающих и (либо) обезвреживающих средств. Вдобавок требуют, чтобы эти нормы уточнялись прямо в контрактах, а не отсылали к каких-то другим местным нормативно правовым актам, к примеру, к положению об защите труда.
Для решения вопроса о легальности притязаний инспекторов проанализируем нормы ТК и положения Приказа.
В ч. 2 ст. 57 ТК РФ перечислены неукоснительные условия трудового договора, вдобавок в абз. 11 этой части отмечается, что неукоснительными являются и «другие условия в случаях, установленных трудовым регулированием и другими нормативно правовыми юридическими актами, содержащими нормы трудового права». Соответственно ст. 5 ТК РФ, нормы трудового права могут содержать, например, нормативно правовые юридические акты федеральных органов исполнительной власти, каковыми являются министерства.
Из общего экспресс анализа норм абз. 11 ч. 2 ст. 57 и абз. 5 ч. 1 ст. 5 ТК РФ следует вывод, что в этом случае Министерство здравоохранения (в различные времена и него были и другие названия - министерство труда, госкомитет труда, министерство труда, министерство здравоохранения, министерство труда и соцзащиты и др.) вправе устанавливать неукоснительные для включения в трудовой контракт условия.
В Приложении 2 к Приказу № 1122н предлагается Стандарт безопасности труда "Обеспечение сотрудников смывающими и (либо) обезвреживающими средствами". Проанализируем его и сделаем выводы:
Номер пункта, абзаца Стандарта
Содержание пункта, абзаца
Комментарий
Вывод
Пункт 2
Стандарт распространяется на работодателей – юридических и физических лиц вне зависимости от их организационно-юридических форм и форм собственности.
Приказ, утвердивший Стандарт, пробежал регистрацию в Минюсте (22.04.2011, рег. № 20562), и, так, является нормативно правовым документом, неукоснительным для выполнения.
Следовательно, положения Стандарта являются неукоснительными как для компаний, так и для Пбоюл .
Пункт 5
Смывающие и (либо) обезвреживающие средства даются сотрудникам согласно с типовыми нормами неоплачиваемой выдачи сотрудникам смывающих и (либо) обезвреживающих средств соответственно приложению N 1 к настоящему приказу (потом – Типовые нормы).
Количество выдаваемых смывающих и (либо) обезвреживающих средств (потом – средства) определено нормативно.
Следовательно, контрактное регулирование этого вопроса с участием сотрудников уже не требуется.
Пункт 7
Работодатель вправе с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной компании либо другого представительного органа сотрудников и своего экономического положения устанавливать нормы неоплачиваемой выдачи сотрудникам смывающих и (либо) обезвреживающих средств, улучшающие если сравнивать с Типовыми нормами защиту сотрудников от имеющихся на местах работы вредных и (либо) страшных производственных моментов, особенных температурных условий, и замусориваний.
Работодатель может повысить нормы выдачи средств с учетом мнения представительного органа сотрудников – при его присутствии, или единолично – при отсутствии такого органа.
Следовательно, контрактное регулирование этого вопроса с участием сотрудников совершенно нереально.
Пункт 9
Нормы выдачи смывающих и (либо) обезвреживающих средств, подобающие условиям труда на месте работы сотрудника, указываются в трудовом контракте сотрудника.
Стандарт является нормативно правовым документом, неукоснительным для выполнения.
Следовательно, не обращая внимания на невозможность контрактного регулирования норм выдачи средств с участием сотрудников, условие о определённых нормах должно быть включено в трудовые контракты с сотрудниками.
Пункт 10
При выдаче смывающих и (либо) обезвреживающих средств работодатель должен информировать сотрудников о правилах их употребления.
Вряд ли это необходимо делать при всякой выдаче, исходя из этого достаточно изложить правила употребления средств в местном нормативно правовом акте (потом – ЛНА), с которым сотрудники ознакомлены под роспись.
Следовательно, в положении об защите труда должны быть изложены правила употребления смывающих и (либо) обезвреживающих средств.
Пункт 12
Подбор и выдача смывающих и (либо) обезвреживающих средств выполняется с учетом итогов осуществления особой оценки условий труда (потом СОУТ).
Работодатель должен проводить СОУТ для всех мест работы, кроме лишь надомные и дистанционные.
Следовательно, решение о том, конкретно какие средства должны выдаваться тем либо другим группам сотрудников, работодатель принимает не самостоятельно, а по итогам СОУТ.
Пункт 13, абз. 1
Перечень мест работы и перечень сотрудников, для коих необходима выдача смывающих и (либо) обезвреживающих средств, составляются службой защиты труда (экспертом по защите труда) или другим полномочным структурным подразделением (официальным лице) работодателя и утверждаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной компании либо другого полномочного сотрудниками представительного органа.
Должен быть составлен и утвержден перечень мест работы, для коих выдача средств является нужной.
Следовательно, по всей видимости, имеются места работы, для коих выдача средств не является нужной, т.е. неукоснительной.
Пункт 13, абз. 2
Указанный перечень мест работы и перечень сотрудников формируются на базе Типовых норм и согласно с итогами особой оценки условий труда с учетом характерных черт существующего технологического процесса и компании труда, используемых сырья и материалов.
Формирование перечня выполняется с учетом многих моментов
— « —
Пункт 13, абз. 3
До получения работодателем итогов осуществления особой оценки условий труда либо в случае их отсутствия у работодателя перечень мест работы и перечень сотрудников, для коих необходима выдача смывающих и (либо) обезвреживающих средств, формируются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной компании либо другого полномочного сотрудниками представительного органа на базе Типовых норм.
При отсутствии карты СОУТ с указанием о потребности выдачи средств, их видах и нормативах, при потребности средства всё равняется должны выдаваться.
— « —
Пункт 20, абз. 1
На работах, связанных с легкосмываемыми замусориваниями, для применения в душевых либо в помещениях для умывания сотрудникам выдаются очищающие средства в виде твердого туалетного мыла либо жидких моющих средств (гель для рук, гель для тела и волос, жидкое туалетное мыло и другие).
Определена связь выдачи средств с работами, вызывающими хотя бы легкосмываемые замусоривания.
— « —
Пункт 20 абз. 2
На работах, связанных с легкосмываемыми замусориваниями, работодатель в праве не выдавать прямо сотруднику смывающие средства, а снабжает постоянное присутствие в санитарно-бытовых помещениях мыла либо дозаторов с жидким смывающим веществом.
Присутствие мыла в умывальниках туалетных (душевых) комнат является в полной мере полным для сотрудников, чья работа связана с легкосмываемыми замусориваниями.
Следовательно, нет потребности и выдаче средств лично всякому сотруднику.
Пункт 23
Выдача сотрудникам жидких смывающих и (либо) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью свыше 250 мл, может выполняться при помощи употребления дозирующих систем, которые размещаются в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение либо замена емкостей, содержащих смывающие и (либо) обезвреживающие средства, выполняется по мере расходования указанных средств.
— « —
— « —
В разделении II («Очищающие средства») Приложения 2 к Приказу («Типовые нормы неоплачиваемой выдачи сотрудникам смывающих и (либо) обезвреживающих средств») отмечено, что мыло либо жидкие моющие средства выдаются, например, для работ, связанных с легкосмываемыми замусориваниями для мытья рук, – 200 г туалетного мыла либо 250 г жидкого мыла на месяц.
Привлекает внимание постоянное указание на работы, связанные с замусориваниями: легкосмываемыми, трудносмываемыми и иными. В ТК о замусориваниях отмечается в статьях 209, 212 и 221, вдобавок всякий раз после упоминания вредных и(либо) страшных моментов, переход от коих к замусориваниям в любой момент совершается через словосочетание «и». Следовательно, работа, связанная с замусориваниями, отнюдь не обязательно является вредной или страшной – это может быть и работа в допустимых и, быть может, даже в оптимальных условиях труда, при которой сотрудник подвергается неопасным замусориваниям.
По несчастью, в общеобязательных нормативно правовых документах отсутствует разъяснение термина «замусоривание». Перечень легкосмываемых замусориваний содержит лишь Распоряжение ОАО "РЖД" от 17.12.2012 N 2587р ”Об одобрении нормативно правовых документов по обеспечению сотрудников ОАО "РЖД" смывающими и обезвреживающими средствами”. К таковым отнесены органические растворители; разные виды производственной пыли (древесная; кремнесодержащая и силикатсодержащая), балласта (щебеночного, асбестового, песчаного), песка, кремнезема, почвы, щебня, кирпича, бетона, глины, шамота, цемента, извести); стекловолокно, смазочно-охлаждающие жидкости на масляной основе); растворы цемента, извести, кислот, щелочей, солей; щелочемасляные эмульсии и т.п.). Разумеется, что этот документ носит сугубо ведомственный характер. Исходя из этого мы не можем с точностью определить, нуждаются ли в представлении мыла офисные сотрудники, исходя из этого по данному вопросу могут быть различные точки зрения и недвусмысленного ответа не в состоянии течь никто.
Но совсем ясно, что:
  1. Минздрав вправе устанавливать неукоснительные условия трудового договора.
  2. При включении в трудовые контракты условие о нормах выдачи средств должно быть не отсылочным, а прямым, потому, что Приказ Минздрава требует показывать поэтому «нормы выдачи», а не «условие о выдаче» как таковое.
Разумеется и иное: офисная работа никоим образом не связана с замусориваниями, даже легкосмываемыми. Из экспресс анализа ТК и Приказа со Стандартом следует вывод, что смывающими и (либо) обезвреживающими средствами следует снабжать тех, кто работает в подобающих вредных и страшных условиях (где имеются замусоривания), в высокотемпературных условиях (после работы нужно принять душ), в других условиях, связанных с замусориваниями. Исходя из этого для основного офисных, торговых и других сотрудников выдача средств не является неукоснительной. Им нужно гарантировать санитарно-гигиенические условия, т.е. гарантировать присутствие в туалетных комнатах мыла, туалетной бумаги, сушилок либо салфеток для рук и т.п. Но это уже, что именуется, «из иной оперы».
Однако, опыт говорит, что весьма многие инспектора ГИТ сами в совершенстве не знают притязания законодательства и, поверхностно прочтя Приказ, требуют от работодателей, чтобы абсолютно во всех трудовых контрактах было прямое условие о нормах выдачи смывающих и (либо) обезвреживающих средств.
Вам, работодатели, решать: обосновывать ли инспектору свою правоту либо делать добавочные соглашения к трудовым контрактам…
В заключение хочется выразить надежду, что в Министерстве труда и соцзащиты покажут обязанный профессионализм и отредактируют рассмотренный приказ, устранив его недостатки, например, включив определение «замусоривания». Это, без сомнений, высвободит трудовой контракт от избыточных условий.

Прочтите также интересную статью на тему юристи. Это возможно будет полезно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий